В рамках работы творческой лаборатории учителей школы №16 состоялся второй семинар из цикла «Здоровый учитель – здоровый ученик», организованный психологической службой школы №16. На первом семинаре практический психолог ознакомила преподавателей с понятием стресс, предложила рекомендации по предотвращению развития стресса, а также продемонстрировала видеосоветы о том, как вести себя в ситуации стресса. С большим энтузиазмом учителя Коваленко В.Н., Тарасова И.А. и замдиректора Л.Л. Мышанская побывали в роли актеров и снялись в роликах, которые доступно демонстрировали приемы саморегуляции эмоционального состояния; упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения; модели поведения в ситуации стресса. Второй семинар был посвящен проблеме развития у работников социальной сферы, представителями которой являются в первую очередь учителя, синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Традиционно первая часть семинара была посвящена теоретическому аспекту проблемы СЭВ. Учителя узнали, что синдром эмоционального выгорания– это состояние эмоционального и физического истощения, снижение энергетического потенциала, сопровождающееся расстройствами эмоциональной сферы. Наиболее подвержены риску выгорания: люди, которые перегружены ответственностью и повседневными обязанностями; те, кто работает слишком много в течение продолжительного периода времени со слишком большой интенсивностью; гиперответственные люди; люди, у которых нет других интересов, кроме работы; люди, которые воспринимают себя как незаменимые работники. Среди причин возникновения СЭВ выделяют следующие факторы: окружающая среда (шум, однообразный пейзаж, душные помещения, невозможность укрыться от всевидящего ока начальства); ритм работы (перегрузки, постоянные авралы, неожиданности по сто раз на дню или, наоборот, мертвое однообразие); взаимоотношения (конфликты с руководством или коллегами, обстановка непонимания или борьбы за местом под солнцем). В группу риска попадают люди, которые проживают в большом мегаполисе, работают в огромной корпорации, действуют в экстремальных условиях, имеют большое числа коллег, постоянно общаются. Практическая часть семинара предполагала выработку рекомендаций по предотвращению СЭВ. Хотелось бы поделиться некоторыми рекомендациями, которые помогут читателям справиться с признаками синдрома эмоционального выгорания. 1. Определение краткосрочной цели 2. Использование «тайм-аутов» 3. Овладение умением и навыком саморегуляции 4. Снижение уровня стрессов 5. Профессиональное развитие и самосовершенствование 6. Уход от ненужной конкуренции 7. Вовлечение в эмоциональное общение 8. Поддержание физической формы 9. Распределение нагрузки 10. Переключение с одного вида деятельности на другой 11. Проще относитесь к конфликтам на работе
Участникам семинара было предложено несколько упражнений, направленных на снятие эмоционального напряжения, самоанализ ощущений, расстановку жизненных приоритетов. Завершающим упражнением было задание нарисовать карикатуру на себя, ведь юмор – лучший способ разрядить накаленную обстановку. А человек, склонный к самоиронии, способен критично мыслить и адекватно реагировать на происходящее. Ведь не зря писатель К. Чапек утверждал: «Юмор – соль жизни, кто лучше просолен, дольше живет». Практический психолог школы №16 Е.В. Бугорская
|